Эксперты подозревают, что проданная за $400 млн картина да Винчи не настоящая

«Говорят, спаситель мира — ненастоящий!».

Еще до того момента, как картина «Спаситель мира» была продана на аукционе Christie’s за рекордные 400 млн долларов (с учетом налогов и сборов — 450 312 500 долларов), эксперты высказывали сомнения в том, что полотно действительно было создано Леонардо да Винчи.

Проданный за 400 млн долларов «Спаситель мира» да Винчи не настоящий, подозревают эксперты

Картина да Винчи «Спаситель мира» ушла с молотка за 400 млн долларов | Фото: vulture.com / Tolga Akmen / AFP / Getty Images

Итоги аукциона заставили скептиков тщательно подойти к формулированию перечня своих претензий. Так, например, британская The Telegraph приводит четыре аргумента в пользу того, что шедевр не настоящий.

Прежде всего издание указывает на тот факт, что, согласно результатам экспертиз, картина была создана около 1500 года — а в это время 48-летний Леонардо серьезно увлекся физикой и оптикой.

В то же время хрустальный шар в руке «Спасителя мира» изображен неправильно — лучи света в нем не преломляются, а складки на одежде за шаром не искажены.

eksperty-podozrevayut-chto-prodannaya-za-400-mln-kartina-da-vinchi-ne-nastoyashhaya-quibbll.com-2

Фото: telegraph.co.uk / Reuters

Второй момент касается положения тела Христа на картине. Для всех работ да Винчи характерны динамика, сложные, замысловатые позы и непременные изгибы шеи и плеч. Христос же на этом полотне изображен фронтально, без малейшего намека на движение.

«Леонардо был изобретателем, он рисовал людей в динамичных, замысловатых, закрученных позах, он предсказал композиции Рафаэля и оказал огромное влияние на искусство своего времени. Новаторство мастеров Ренессанса было в том, чтобы позволить фигурам взаимодействовать с поверхностью и структурой картины, объемным пространством.

Это нечто большее, чем прямой старомодный взгляд в лоб. Леонардо никогда не обращался к такой византийской манере портрета, плоской и симметричной. И ни для одного мастера Ренессанса это не характерно. Все они к тому времени продвинулись гораздо дальше», — пишет Vulture.

Издание напоминает, что к 1500 году Микеланджело уже завершил свою потрясающую Пьету в Риме и работал во Флоренции над Давидом. Боттичелли тоже находился во Флоренции.

«Трудно представить, что да Винчи, который работал в это время во Флоренции и знал, что молодого Микеланджело приветствовали как «молодого Леонардо», внезапно регрессировал и создал такую консервативную картину.

Если мы хотим верить в то, что «Спаситель мира» был создан в 1500 году, то сам Да Винчи в это время уже многократно превзошел примитивные идеи таких портретов, в том числе в своем прекрасном портрете музыканта и двух «Мадоннах в гроте». «Спаситель мира» просто не вписывается в контекст», — говорится в статье.

eksperty-podozrevayut-chto-prodannaya-za-400-mln-kartina-da-vinchi-ne-nastoyashhaya-quibbll.com-3

Сравнение уровня портретов Леонардо в тот период | Фото: telegraph.co.uk

Третья группа претензий к самой дорогой картине в мире касается темной истории ее происхождения. История полотна более-менее прослеживается до Карла I. Однако кому картина принадлежала с 1763-го по 1900 год, историкам искусств не известно. А после того, как «Спасителя мира» продали в 1958 году, последовал новый «темный» период — до 2005 года.

Однако самым убедительным аргументом выглядит довод о том, что полотно пережило столько реставраций и доработок, что если когда-то к нему и приложил руку да Винчи, то следов работы мастера уже почти не осталось. После появления в публичной плоскости в 2006 году картина была подвергнута шестилетней реставрации. Некоторые эксперты утверждают, что 90% картины было создано за последние 50 лет.

Предполагается, что произведение было написано для французского королевского дома и попало в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холларт, видимо по приказу королевы, сделал с полотна гравюру.

Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.

На полотне размером 64,5 на 44,7 см запечатлен Христос в небесно-синем одеянии, правой рукой благословляющий, а левой удерживающий прозрачный шар. Перед торгами уникальное произведение оценивалось в 100 млн долларов.

Однако Chrisitie’s развернул масштабную рекламную кампанию, в частности обратившись к новым для консервативного мира коллекционеров живописи форматам: аукционный дом выложил серию видео на YouTube.

В 2007 году картина была отреставрирована в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера — «Мадонна в скалах».

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.