«Ведьма» и еще 6 хорроров, которые не попали в российский прокат

Вот и прошла пятница, выпавшая на тринадцатое число.

Это отличный повод напомнить о том, что в сети лежит несколько достойных внимания в разной степени страшных фильмов, которые не вышли на российские экраны.

 

«Ведьма» («The VVitch: A New-England Folktale»)

Роберт Эггерс, 2016

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-1

Главный жанровый хит сезона — награжденная на «Сандэнсе» и полюбившаяся критикам мрачная сказка про семью религиозных фанатиков в Новой Англии XVII века. Во главе семейства — отец, радикальный настолько, что рассорился с пуританской общиной и отправился защищать собственные высокие принципы веры в отшельничестве. Своими руками он строит дом и заводит хозяйство, которое ведут его жена и четверо детей, каждый по мере сил. Большая часть дел перепадает старшей дочке — еще юной, но уже оформившейся красавице по имени Томасина. С ней же связан и главный вопрос, вынесенный в название: уже через 15 минут после начала фильма мы узнаем, что в глубине леса действительно живет ведьма, но все остальное время будем гадать, как же обстоят в этом смысле дела с главной героиней.

Сделано это кино старательно: Эггерс, который долго проработал художником по костюмам и декорациям, посвятил пять лет изучению быта, катехизиса и соответствующего эпохе наречия, на котором заставил говорить всех актеров. Снято все при естественном освещении; это не мешает фильму казаться иногда почти лубочной картинкой, что, впрочем, его совсем не портит. Скорее как раз дает спасительную лазейку скептически настроенным зрителям — за несколькими лубочными эпизодами видится тихий юмор, а юмор никакой серьезной вещи не помешает. Особенно когда на экране сгущается мрак, близится зима, а дети бегают вокруг с полубезумным видом и напевают подозрительные хвалебные песенки про черного козла.

 

«Приглашение» («The Invitation»)

Карин Кусама, 2015

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-2

Новый фильм женщины, когда-то снявшей по сценарию Дьябло Коди «Тело Дженнифер», — к сожалению, гораздо менее бодрый. Уилл и Кира приезжают в гости на ужин по приглашению бывшей жены первого. Шикарный дом на холме, дорогое вино, светская беседа — поначалу ничто не выглядит подозрительно, но вскоре начинается разговор о смерти, видеоролики с рекламой некой секты, загадочное отсутствие кого-то из приглашенных, но не доехавших общих знакомых и легкая атмосфера красивой паранойи, которую старательно (местами — слишком старательно) создают разноцветные и размытые тревожные видения в голове главного героя. Этот герой, кстати, достоин отдельного внимания: его играет хороший актер Логан Маршалл-Грин, менее известный, чем Том Харди, но страшно на него похожий. Смотреть на него приятно, а еще приятно в конце после всех мучений главных героев узнать в последнем кадре, что мучения их не закончились. Очень уж долго они ужинают и обсуждают собственные чувства — когда начинается все самое опасное, никого из участников этого ужина уже особенно не жаль.

 

«Тишина» («Hush»)

Майк Флэнаган, 2016

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-3

Еще один фильм автора вышедшей недавно в прокат «Сомнии». Менее зрелищный, более концептуальный — и, как следствие, немного утомительный. Глухонемая писательница Мэдди сидит в особняке где-то посреди леса, пытаясь написать свой второй роман (первый недавно вышел, она, разумеется, мучается — второй теперь ну никак не идет). Из друзей у нее тут есть лишь пара по соседству, с молодым человеком явно дела не клеятся — даже позвонить ему героиня толком решиться не может. Так что когда за ее окном вдруг появляется хрестоматийный убийца в маске и начинает терроризировать бедную девушку, играя с ней в смертельные пятнашки, ей мало что остается, и она, поплакав немножко, начинает придумывать, как дать ему достойный отпор.

«Тишина» больше похожа на остроумное упражнение в сценарных ограничениях из серии «а давайте героиня не будет говорить, в кадре будет один дом, а актеров у нас будет всего пять человек?». Она такое упражнение и есть, но при этом как минимум с тремя важными достоинствами. Первое — это кино уже откровенно не боится быть смешным (изобретательности и живописности, свойственных «Ведьме», тут нет — так что остается третий главный козырь из джентльменского набора сегодняшних жанровых фильмов). Второе и третье — актеры Джон Галлахер-мл. (которого вы наверняка помните по сериалу «Новости» и недавнему «Кловерфилд, 10») и Кейт Сигел, жена режиссера, опытная актриса хоррор-фильмов и, помимо прочего, в некоторых ракурсах почти точная копия молодой Анджелины Джоли.

 

«Полуночное плавание» («The Midnight Swim»)

Сара Адина Смит, 2014

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-4

Нестрашная, скорее завораживающая мистическая семейная история, наравне с «Весной» самый нежный фильм в этом списке. Три сестры приезжают в дом своего детства, где их мать жила, прежде чем недавно утонула в близлежащем озере. Тело ее не нашли, да и вообще история загадочная — плавала она замечательно, а озеро любила настолько, что была активистом и записывала видеоролики в его защиту. Размышляя над всеми этими деталями параллельно с разговорами о продаже дома и детских воспоминаниях, трое женщин, одна из которых почти всегда стоит за камерой (да, это found footage, причем замечательно красиво снятый), встречают старого соседа и вместе с ним в первый же вечер в шутку призывают мифический водяной дух, «седьмую сестру».

В следующие дни не случится как будто ничего по-настоящему страшного, но на крыльце начнут появляться загадочные мертвые птички, между сестрами все чаще будут возникать ссоры, а на пути им попадется еще больше свидетельств того, что с загадочной седьмой сестрой все не так уж просто. Самое интересное в дебютном фильме Сары Адины Смит (выступившей тут и режиссером, и сценаристом) — это интонация. Девичья, красивая, сдержанная, очень аккуратная и романтическая, но со своими внезапными острыми углами вроде внезапного танца трех сестер на камеру. В тот момент, когда, казалось бы, в любом страшном фильме должно стать наконец страшно, у Смит по экрану разливается какая-то теплота и человечность. Это, может, и не то, чего ждешь от хоррора, но удивляет это чувство гораздо сильнее, чем большинство приемов, которые из года в год используют в разрешении сценарной задачи «несколько людей + саспенс в большом загородном доме».

«Спокойной ночи, мамочка» («Ich seh, Ich seh»)

Северин Фиала, Вероника Франц, 2014

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-5

Австрийский арт-хоррор, снятый родственниками режиссера Ульриха Зайдля (один из авторов — племянник, второй — вовсе жена). «Мамочка» совершила турне по фестивалям от Венеции до Буэнос-Айреса, была заслана на «Оскар», затем успешно растворилась в сети благодаря американским VOD-релизам и, естественно, была пропущена русскими прокатчиками. Поначалу про фильм хочется пошутить, что примерно так бы выглядел ужастик, если бы его согласился снимать Андрей Звягинцев, но и серьезного внимания он тоже заслуживает.

Это еще одна мистическая жуть, отлично разыгранная детьми: в главной роли парочка юных близнецов, чьи персонажи, как вскоре проясняет сюжет, вполне сойдут за воспитанников «Забавных игр» Ханеке. Хитрый и беспокойный хоррор про странное чувство отчуждения, испытываемое к самым близким людям: к мальчикам возвращается из больницы мама, но родное лицо целиком скрывают кровавые бинты, а ее поведение трудно назвать дружелюбным. Тут возникают вопросы: а та ли это мама и почему она наливает компот только одному мальчику? Разгадка не подведет.

 

«Смертельный оргазм» («Deathgasm»)

Джейсон Лей Хауден, 2015

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-6

В Новой Зеландии складывается мини-волна новых смешных хорроров, которая уже славится как минимум «Реальными упырями» и «Привязанными к дому». Вот еще один трофей с островов — с кишками навыпуск и блэк-металом в саундтреке. Двое размалеванных металлистов из провинции случайно находят листы с сатанинскими нотами и своим бренчанием на гитарах вызывают демонов. Как и недавние пародийные «Последние девушки», «Смертельный оргазм» издевается над правилами поведения в хоррорах, но делает это не c гиковской ухмылкой «мы посмотрели все фильмы ужасов», а скорее c обаятельным панковским безумием, плюющим на все ограничения. Это как если бы на кровавую вечеринку «Эша против зловещих мертвецов» ворвались лютые металюги и начали крошить всех под соответствующую музыку. Кстати, кино снял новозеландский специалист по визуальным эффектам, полировавший голливудские проекты от «Мстителей» до «Хоббита».

«Весна» («Spring»)

Джастин Бенсон, Аарон Мурхед, 2014

vedma-i-eshhe-6-horrorov-kotorye-ne-popali-v-rossijskij-prokat-quibbll-7

Еще один нестандартный выход на территорию жанра от авторов «Ломки», затейливой жанровой виньетки о наркоужасах в индейской резервации. Молодые кинематографисты Джастин Бенсон и Аарон Мурхед сдружились во время практики в кинокомпании Ридли Скотта, а теперь редко, но метко выпускают путаные хорроры, мимикрирующие под другие жанры. «Весна» начинается с того, что в жизни главного героя наступает черная полоса: от рака умирает мать, на личном фронте ничего толком не сложилось, да еще впутался в курьезную потасовку в баре.

Американец сдуру улетает в Италию, тем самым внезапно начиная совершенно другое кино. Это уже теплый курортный побратим «Перед закатом» Ричарда Линклейтера — в сердце потерянного туриста вцепляется жгучая брюнетка в красном платье. Прежде чем в фильм начнут проникать щупальца ужаса, можно легко запутаться и забыть про жанровую привязку. Трудно при этом не влюбиться в кино, которое сначала прикидывается чем-то вроде «Любви» Гаспара Ноэ, а потом вместо порно начинает нежно перелистывать на фоне итальянского пейзажа книжки Лавкрафта.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Больше о: