Маттеус Шварц — первый фэшн-блогер в истории

Маттеус Шварц (Matthaus Schwarz), фэшн-блогер XVI века.

Историк моды Ольга Хорошилова рассказывает о дневнике одержимого нарядами немецкого бухгалтера XVI века, который стал прототипом всех современных фэшн-блогов.

Маттеус Шварц. Картина Христофа Амбергера. 1542 год

© Museo Thyssen-Bornemisza | Маттеус Шварц. Картина Христофа Амбергера. 1542 год

Если вы думаете, что первый фэшн-блогер — это Скотт «Сарториалист» Шуман или барон де Мейер, вы ошибаетесь. Он жил в XVI веке в уютном богатом Аугсбурге, служил главбухом у банкиров Фуггеров и звали его Маттеус Шварц.

 

 

«Klaidungsbüchlin»

Именно так назвал Шварц свой труд. В переводе — «Костюмная книжечка». В сравнении с увесистыми фолиантами того времени это действительно книжечка: всего каких-то 10 на 16 сантиметров. Впрочем, весьма пухлая — 139 плотных листов, на которых представлена практически вся жизнь Маттеуса Шварца.

«Klaidungsbüchlin» — не банальные дневники (их бухгалтер составил позже, но книга, к несчастью, пропала). Это настоящая портретная галерея: 137 изображений Шварца в самых разнообразных костюмах и жизненных обстоятельствах начиная с 20 февраля 1497 года, когда он появился на свет, и заканчивая 14 сентября 1560 года, днем смерти его босса Антона Фуггера.

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Авторское вступление к «Костюмной книжечке»

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Авторское вступление к «Костюмной книжечке»

Шварц обожал хвастаться, не скрывал этот свой маленький грех и не пытался с ним бороться. Но похвалялся не деньгами (это он считал банальным), не трудами (это было бы скучно), а своими невероятными костюмами. Создавая «книжечку», главбух хотел, чтобы его потомки не только узнали кое‑что о просвещенном предке, но и позавидовали ему — его нарядам, богатству и развитому чувству вкуса, которым Шварц ужасно гордился. Жители Аугсбурга прекрасно знали об этом маленьком грехе своего земляка, шутили, хотя и не зло, и даже придумали ему прозвище — Der Kleidernarr (Помешанный на одежде).

 

Иллюстрация из книги Франсуа Депре «Сборник разнообразных современных одежд». 1562 год

© Bibliothèque nationale de France | Иллюстрация из книги Франсуа Депре «Сборник разнообразных современных одежд». 1562 год

Впрочем, необычный костюмный дневник появился не только благодаря сверхэгоизму Шварца. Еще в конце XV века стали популярны книги о костюмах, в особенности экзотических народов. В XVI веке благодаря распространению книгопечатания эти издания стали весьма востребованны, а некоторые особо ловкие авторы, в частности Франсуа Депре и Чезаре Вечеллио, разбогатели. Словом, у немецкого модника были достойные учителя.

 

Иллюстрация из книги Чезаре Вечеллио «Старинные и современные костюмы всего мира». 1590 год

© Metropolitan Museum of Art | Иллюстрация из книги Чезаре Вечеллио «Старинные и современные костюмы всего мира». 1590 год

Непосредственным прототипом «Klaidungsbüchlin» можно считать изысканный фолиант «Героическая жизнь сэра Тойерданка», опубликованный в 1517 году, за три года до начала работы Шварца над «костюмным дневником». Здесь в аллегорической форме описывалось путешествие «последнего рыцаря, сэра Тойерданка», то есть императора Максимилиана I Габсбурга, к своей невесте. «Рыцарь» мужественно прошел все испытания, поборол диких животных, готических страшилищ и самого дьявола.

 

Титульная страница книги «Героическая жизнь сэра Тойерданка», посвященной императору Максимилиану I Габсбургу. XVII век

© Частная коллекция, Германия | Титульная страница книги «Героическая жизнь сэра Тойерданка», посвященной императору Максимилиану I Габсбургу. XVII век

В книге 118 иллюстраций, выполненных в технике ксилографии в мастерской именитого аугсбургского мастера Иоганна Шёншпергера. Шварц вполне мог видеть этот альбом: он был знаком с императором Максимилианом I, который часто наведывался в Аугсбург, к тому же дружил с сыном Шёншпергера. По-видимому, именно приключения Тойерданка натолкнули Шварца на мысль о «Костюмной книжечке».

 

Королева Эренрайх встречает рыцаря Тойерданка. Иллюстрация из книги «Героическая жизнь сэра Тойерданка»

© Частная коллекция, Германия | Королева Эренрайх встречает рыцаря Тойерданка. Иллюстрация из книги «Героическая жизнь сэра Тойерданка»

 

 

Тандем двух нарциссов

Задумав книгу в 1520 году, сразу после того, как он был назначен главным бухгалтером компании Фуггеров, Шварц пригласил к участию в проекте своего доброго знакомого — молодого аугсбургского художника Нарцисса Реннера. Их крепкая мужская дружба (в которой многие исследователи видят нечто большее) сформировала замечательный авторский тандем, просущество­вавший целых сорок лет.

Маттеус Шварц, только что окончивший школу

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц, только что окончивший школу

И все эти годы они увлеченно работали. Шварц выбирал какое-нибудь событие из жизни, описывал или показывал соответствующий наряд, Реннер зарисовывал, потом под строгим контролем главбуха создавал портрет в красках, а Шварц дополнял его комментариями. К примеру, такими: «1 октября 1522 года, мне 25 ¾ года и 9 дней. Одежда из черного дамаста и атласа». Главбух скрупулезно фиксировал все — и цвет, и ткань, и точное количество прожитых дней.

 

Маттеус Шварц демонстрирует костюм в миланском вкусе

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц демонстрирует костюм в миланском вкусе

 

 

137 портретов и две эпохи костюма

Конечно, он не думал создавать фолиант по истории костюма XV–XVI веков. Так получилось. Просто потому, что Шварц был настоящим модником и безудержным шмоточником. Все самое новое из области стиля и роскоши тут же оказывалось в его бездонном гардеробе, на нем самом и, соответ­ственно, в дневнике.

Маттеус Шварц в костюме в стиле ландскнехтов

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в костюме в стиле ландскнехтов

 

Маттеус Шварц (слева) и Якоб Фуггер, глава дома Фуггеров

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц (слева) и Якоб Фуггер, глава дома Фуггеров

Шварцу в какой-то степени повезло: он жил на стыке двух костюмных эпох. Первая треть книги отражает моду, вдохновленную итальянским Возрождением. Автор позирует в пестрых петушьих миланских нарядах, в разрезных многоцветных «рок» и «вамс» — элементах одежды, заимствованных у диких ландскнехтов.

 

Маттеус Шварц в костюме в стиле ландскнехтов

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в костюме в стиле ландскнехтов

 

Маттеус Шварц в траурном облачении после отпевания своего отца Ульриха

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в траурном облачении после отпевания своего отца Ульриха

Он жалуется на дороговизну вышитых испанских рубашек, но, жалуясь, велит Нарциссу Реннеру изобразить себя три раза на одном листе: купленные рубашки были одна другой краше, и Шварц не нашел ничего лучшего, чем изобразить все три покупки.

 

Маттеус Шварц в темном облачении на охоте

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в темном облачении на охоте

 

Маттеус Шварц в возрасте 24 лет, февраль 1521 года, наряд на свадьбу Стеффана Байтена

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в возрасте 24 лет, февраль 1521 года, наряд на свадьбу Стеффана Байтена

Дневник демонстрирует и то, как мода итальянского Возрождения, с ее с любовью к цвету, дорогой фактуре, переливам тафты и отблеску левантского дамаста, постепенно угасала. Ее медленно сменяла «черная эпоха» — время фанатичных лютеран, испанских инквизиторов и расчетливых венецианских дельцов, любивших черный цвет из-за его дороговизны и одновременно практичности.

 

Обнаженный Маттеус Шварц

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Обнаженный Маттеус Шварц

 

Маттеус Шварц в ярком наряде

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в ярком наряде

И Шварц, подчиняясь новому времени, «чернел» вместе с ним. Он стал чаще носить черные куртки и плащи, шерстяные шляпы и даже особые зимние капюшоны (прототипы современных худи). В одном таком Шварц изображен на листе от 28 ноября 1519 года — после отпевания своего отца Ульриха.

 

Маттеус Шварц позирует в возрасте 41 года

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц позирует в возрасте 41 года

 

Маттеус Шварц в возрасте 48 лет позирует в доспехах

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в возрасте 48 лет позирует в доспехах

Есть в книге все типы костюмов — от распашонок новорожденных до траурных одеяний и забавных нарядов для рыцарских турниров. Есть даже один лист, на котором Шварц представлен голым: он набрал вес и захотел себя таким запечатлеть. Впрочем, «голый» — неправильное определение. Маттеус Шварц, богатый модник из Аугсбурга, считал это своим новым костюмом — костюмом Адама.

Маттеус Шварц в возрасте 56 лет позирует в саду 9 июля 1553 года

© Gottfried Wilhelm Leibniz Bibliothek | Маттеус Шварц в возрасте 56 лет позирует в саду 9 июля 1553 года

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.

Больше о:

  • Последние записи

  • Больше из архива Стиль ЖИЗНИ